shurick31 (shurick31) wrote,
shurick31
shurick31

Category:

Белая горячка "Алых парусов"


Запись из ленты пользователя Sergey Slyusarev:

Еще в детстве мне эта книга не нравилась. Она казалась мне алогичной и слащаво-отвратительной. Недавно она вновь попалась мне на глаза, и я ее перечитал. Не понимаю, что этот ужас вообще делает в детской литературе. Второй мой вопрос - почему эта книжонка считается романтическим произведением?

Во-первых, в книге все бухают. Все! Регулярно и помногу. Единственный непьющий человек в повести - мать Грея. Тема злоупотребления столь обширна, что соперничает с сюжетной линией. Подобные масштабы возлияний я встречал только в небезызвестном "Собрании на ликеро-водочном заводе" Михаила Жванецкого - но "Собрание" является сатирой, а отнюдь не романтикой. Впрочем, к вопросу бухаловки мы еще вернемся.

Во-вторых, герои произведения столь романтичны, что ведут овощной способ существования. И, что характерно, всем им ниспослана благодать. Лангрен ждет, пока с трактирщиком что-то случится - и дожидается. Ассоль ждет принца - и получает его во всей красе. Грей ничего особенного не ждет, но ему и так все падает с неба. В этом аспекте Александр Грин (он же Гриневский) сильно напоминает Лукьяненко: не делай ничего - и все само образуется.


Собственно произведение целиком базируется на этих двух моментах: бухай и жди Великой Халявы. Грин не сам выдумал такую формулу, она в народных сказках встречается. Заслуга Грина в том, что он придал этой вакханалии романтический флёр.
Но скорее всего, я ошибаюсь, и романтизм на самом деле - это и есть воспевание и возведение в абсолют таких общечеловеческих ценностей, как безделье, бухаловка, безответственность и любовь к халяве, пусть даже литературоведы со мной несогласны.

Для начала попробуем определиться с эпохой, к коей относится произведение. От чего нам отталкиваться? Грей вырос в замке - стало быть, век отнюдь не двадцатый. У него есть галиот - их расцвет приходится на XVII-XVIII века, но они были и в XIX. В книге упоминается крейсер на паровой тяге: вторая половина XIX - первая половина XX века. В ассортименте магазинов игрушек упоминаются некие "электрические наборы" - я не знаю, что это. Вряд ли это набор для самостоятельной сборки супергетеродинного радиоприемника, скорее эбонитовая палка плюс кусок шерсти. Но основное понятно: парусники еще не исчезли, уголь и пар пробили себе дорогу, электричество общеизвестно. Самый конец XIX века.

Итак, пройдемся по действующим лицам.

Лонгрен - отец Ассоли. Прибывает домой из дальнего плавания и узнает, что его жена уже как три месяца - того... В ее безвременной кончине отчасти виноват трактирщик, но что делает простой матрос? Ничего! Он ждет. И когда дожидается подарка судьбы - трактирщик нарушает элементарные требования техники безопасности - он тоже ничего не делает, только говорит высокопарную хрень. Это поведение крайне нетипично для простого матроса, жизнь и благополучие которого обычно зависит от быстрых и решительных действий. У персонажа явно наблюдаются интеллигентские "уши".
Лонгрен, как и подобает любящему отцу, (из романтических побуждений, ясен пень) заявляет дочурке: "Пока я жив, ты работать не будешь." Это, конечно, крайне романтично, особенно в свете того, что папанька сделал все, чтобы максимально десоциализировать дочурку. Но что будет с девочкой, когда он помрет? Он ведь не брат, не муж, а отец - и шансов пережить Ассоль у него не слишком много. Без денег, без отеческой помощи - хотя бы советом - без каких бы то ни было профессиональных навыков и гонимая всеми соседями, кроме старого алкаша-угольщика, - какое будущее любящий папочка готовит своей единственной дочурке? Правильно, перед ней широчайший выбор из двух дорог: либо портовой бордель, либо монастырь.

Ассоль - выросла в бедной неполной семье. Мечтательная аутистка, то есть рафинированная интеллигентка. Все свободное время (то есть постоянно) проводит в мире своих грез, даже не выглядывая наружу с криком: "как страшно жить!" Однажды встретив пьяного бродягу, рассказавшего ей сказку об алых парусах, стараниями заботливого отца поверила в это на всю жизнь.

Грей - крайне мутный тип. "Он родился капитаном, хотел быть им и стал им" - пишет Гриневский. Как это понимать, я не знаю. Видимо, это написано романтизЬма ради.
Вырос в замке, который по праздникам освещается стоящими на столбах пылающими во мраке чашами в виде лилий (что уже намекает на масонство родителей). С детства не любил учиться. Библиотеку от ребенка запирали, но в винный погреб ребенок захаживал часто, регулярно и беспрепятственно. Избалован родительским попустительством и не склонен считаться с чужим мнением. С детства озабочен выпить вино, которое не смог выпить его прадедушка. В 16 лет, будучи хрупким и манерным юношей, оставил отчий дом и устроился юнгой на корабль.
Капитан решил "отделать щенка под капитана", и учит его премудростям морского дела, видимо, надеясь на инвестиции со стороны родителей Грея. Иначе сложно объяснить его расстройство тем, что вьюноша решает начать свой бизнес.
По прошествии пяти лет дитятко возвращается и узнает, что отец умер. Бизнес отца, надо полагать, не требует никакого внимания и регулируется сам по себе, поэтому Грей берет из дому крупную сумму денег и покупает трехмачтовый двухсотшестидесятитонный галиот. Взять такую сумму из дому - это очень романтично! Несмотря на то, что даже Сбербанку уже 175 лет, а в Европах банки были и ранее, деньги на покупку сухогруза класса река-море просто лежат в тумбочке. Лично я сомневаюсь, что подобные бабки просто лежат в доме даже у Рокфеллеров - ну и хрен с ними. Они-то уж точно не романтичные.
Далее Грей продолжает развлекаться: носится по морям, иногда перевозя в трюмах лишь балласт и не беря выгодных фрахтов. То есть, самый что ни на есть романтический герой: бабло зарабатывается само, а Грей сам по себе наслаждается жизнью.
Совершенно неромантичный Волк Ларсен у Джека Лондона примерно в те же годы все свое время, свободное от угнетения других "кусков закваски" постоянно сводит дебет и кредит: корабль и команда потребляют деньги постоянно, без отгулов и выходных. Кстати, Ларсен отнюдь не баснословно богат. И потому таким героям не место в романтических рассказках. Нет миллиарда - иди в жопу. :)

Вот и встретились два одиночества.

Команда десять дней разгружала корабль, а на следующий забухала - во главе с капитаном. Наутро Грей чувствует себя нехорошо. После трех трубок он вырабатывает стратегическое решение: берет удочки, водку, боцмана и отправляется предаваться особенностям национальной рыбалки. Следующим утром, жестоко терзаемый вчерашним и позавчерашним бодунищем, он просыпается с вопросом: "Где я?" - и начинает изучать окрестности, благо яркое солнце в этом только способствует. Что же он видит? А видит от прелестную, дивной красоты девушку, мирно спящую прямо на сырой от утренней росы траве. Надевает ей на мизинец кольцо и скрывается.
Этот эпизод порождает целый ряд вопросов:
- почему Ассоль спит в столь нераннее утро прямо на сырой траве?
- почему она это делает рядом с поселком (слышна перебранка жителей и лай собак), а не дома?
- почему она не сразу обнаруживает кольцо на пальце, если никогда не носила ювелирных изделий по причине банального отсутствия таковых?
- почему у нее так снижена тактильная чувствительность?
Я вижу только один ответ. Она тоже бухает - но в полном одиночестве, как и папа. Причем алкоголизм у нее довольно застарелый.

Добравшись до поселка (читай - до кабака), Грей приводит себя в привычное состояние кружечкой рома и расспрашивает местных о прекрасной незнакомке. Трезвый трактирщик заявляет, что она полоумная, а пьяный уже с утра угольщик опровергает это мнение. Кому верит романтический Грей? Правильно, забулдыге-угольщику. Оставив в трактире боцмана с приказом бухать дальше и собирать агентурные сведения, капитан выслушивает рассказ старого алкоголика.
Ничуть не сомневаясь в истинности услышанного, Грей уносится покупать алый шелк для парусов, и два погонных километра покупает, как и положено романтическому герою, втридорога, не желая торговаться. Идея отправиться на своем корабле к производителю и купить товар по оптовой цене даже не приходит в его романтичную головушку.
Команда шьет паруса в предвкушении завтрашней бухаловки.
На корабль возвращается боцман в состоянии, несовместимом с жизнью: "Я так дышал на лодочника, что человек вспотел от волнения." Однако свою миссию он выполнил, записав и нарисовав все выведанное в блокнот, и Грею становится известно место жительства Ассоли.
Влюбленные встречаются, и начинается бухаловка.

Пейте! Кто не пьет - тот враг мне!
Этими словами Грей хочет показать, будто он нашел свое счастье. Он, типа, в раю. Что ж, советским интеллигентам вроде Гриневского рай, вероятно, виделся именно так. Ведь с адом вытрезвителей они были знакомы не понаслышке.
Tags: чтиво
Subscribe

  • Предлагают завершить карантин

    Пришло письмо из самой главной HQ, из самой Санта Клары. Предлагают 3 мая выходить на работу в офис. У нас опен спейс на 70 человек, и в лучшие…

  • (no subject)

    21 год ЖЖ. Можно написать учебник: как купить успешный стартап и угробить его.

  • Веяния...

    То что раньше назвалось "костыли", сейчас гордо именуют "микросервисы"

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments